Пробуждение весны
Программное содержание:
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы путем моделирования проблемных ситуаций.
Продолжать учить детей схематично изображать проделанные действия.
Развивать связную речь, умение правильно строить предложения, активизировать качественный словарь. Ввести в детский словарь новое слово - «гумус».
Воспитывать желание помочь другим.
Способствовать формированию интереса детей к природе, бережного отношения к ней.
Предварительная работа:
1. Наблюдение детей в природе.
2. Чтение художественной литературы.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. За неделю до занятия дети под руководством воспитателя сеют семена в емкости с разным грунтовым поставом (песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями земля).
5. Аппликация. Солнышко.
Материал и оборудование к занятию
1. Письмо с картинками с изображением весенних явлений в природе.
2. Веточка березы.
3. Вазы с водой.
4. Ёмкости с проросшими семенами.
5. Лупы.
6. Блокноты для фиксации опытов.
7. Карандаши.
8. Лейки с водой.
9. Влажные салфетки.
10. Круг с лентами.
Ход занятия.
Поздоровайтесь с нашими гостями.
Сегодня утром приходил почтальон и принес письмо. Чтобы узнать от кого письмо надо отгадать загадку:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня ... (весна).
Правильно ребята, это письмо от весны. Посмотрите, в конверте лежат какие-то картинки. Давайте их рассмотрим и вспомним и выберем только которые относятся к весне (дети выбирают, воспитатель выставляет их на мольберт).
Давайте расскажем о весне.
(Дети составляют рассказы по картинкам). Молодцы, а теперь давайте поиграем.
На-на-на – к нам идет весна.
Но-но-но – на улице тепло.
Ну-ну-ну – встречаем мы весну.
Ны-ны-ны – долго не было весны.
Да-да-да – хороша весна.
- Ребята, Весна нам прислала вот эту веточку. Ёе наверное сорвал сильный ветер, и Весна решила, что мы с вами можем помочь этой веточке.
- Давайте рассмотрим веточку. Как вы думаете это зимняя веточка или весенняя?
Почему вы так думаете?
(На ней есть почки и скоро появятся зеленые листочки).
- Как мы можем помочь нашей веточке? Что нужно сделать, чтобы она не засохла, и на ней появились листочки?
(Поставить в вазу с водой).
Как вы думаете, какая вода больше понравиться веточке - холодная или теплая?
(теплая)
На столе стоят 2 вазы с водой. В какую вазу мы поставим веточку?
Почему? (В вазу на которой нарисовано солнышко — значит там вода теплая).
Правильно, молодцы!
На прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам. В чем они состояли?
(Мы посеяли семена в ёмкости с землей, с песком и опилками).
- Где мы с вами начали свои опыты?
(в опытной лаборатории).
Пройдем в нашу лабораторию.
- Я воспитатель — руководитель лаборатории, а вы кто? (Мы лаборанты).
Чем обычно занимаются лаборанты?
(Проводят опыты в лаборатории, следят за изменениями во время опытов, записывают их результаты).
Взгляните на наши ёмкости, куда мы посеяли семена. Что вы видите?
(Здесь выросли ростки. Это семена проросли).
- Но во всех емкостях ростки взошли по-разному. Вы не находите?
(Да. Вот здесь много ростков, густые всходы. И растения выглядят крепкими и здоровыми. А здесь — редкие, слабые).
- Необходимо проанализировать ситуацию. Эти ростки мы с Вами сеяли ... Куда? (в землю).
- Да! В землю. Взгляните-ка в лупу. Что вы видите? (видим кусочки перегнивших листьев, веточек и травы).
- Совершенно верно. Эти перегнившие вещества невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Поэтому в ёмкостях с землей ростки зеленые и крепкие. Теперь посмотрим, что стало с семенами, посеянными в песок.
(в песке взошли бледные, слабые ростки, с высохшими макушками).
- Давайте рассмотрим песок через лупу (песок сыпучий, состоит из мелких песчинок, не удерживает влагу, быстро сохнет. В песке нет гумуса, который так полезен для растений).
- Так вот в чем причина недомогания ростков. Что, по-вашему, тут можно сделать.
(надо эти ростки посадить в землю с гумусом).
Дети пересаживают ростки в ёмкость с землей.
- Сейчас обратим своё внимание на третью ёмкость. Тут мы с вами разместили опилки. Взгляните через лупу. Что вы видите?
(Опилки — это мелкие частицы дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет гумуса).
- Опишите внешний вид ростков, выросших в опилках.
(ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие).
К какому выводу мы придем с вами?
В какой грунт лучше всего высевать семена?
(в землю богатую гумусом).
- Давайте покажем как надо сажать семена.
(Физ. Минутка).
Чтоб мог росточек распуститься,
В земле он должен поселиться.
А мы польём его водицей
Пускай скорей укорениться.
Пусть солнышко его согреет,
Пусть урожай скорей поспеет!
- А сейчас нам необходимо зафиксировать результаты наших наблюдений.
Но сначала разомнем пальчики.
Весна, весна красная!
Приди, весна, ясная!
С радостью и великою милостью,
Со льном высоким, с дождями сильными,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
(дети садятся за столы, рисуют ёмкости с землей, с песком и опилками и ростки, которые в них выросли. Во время работы детей звучит тихая, спокойная музыка).
- Молодцы ребята. Все правильно зарисовали результаты нашего эксперимента. Приглашаю вас всех пройти на лужайку и сесть в кружок.
- Скажите, вы любите весну?
- Сейчас каждый из вас будет говорить за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на лужайке.
(Я люблю весну за весёлую капель и т.п.).
- Посмотрите, что у вас получилось. (Солнце).
Правильно. Давайте поделимся теплом друг с другом, возьмемся за руки. А с кем вам еще хочется поделиться своим теплом? (Мамой, папой, родные).
Мы с вами делали аппликацию "Солнышко". И сегодня вы подарите его своим родным.
Давайте и нашим гостям подарим частицу нашего тепла и эти солнышки.
На этом наше занятие окончено.
Скажем всем "До свидания".
Конспект подготовила и провела воспитатель ДОУ №37 Савельева Валентина Николаевна